Valve напряглась: антимонопольные вопросы к Apple App Store можно адресовать и Steam

В ходе прошедшего слушания в Конгрессе о возможных нарушениях антимонопольного законодательства четырьмя крупнейшими технологическими компаниями США было сказано о системных проблемах с магазинами приложений Apple App Store и Google Play. Но те же проблемы во многом касаются и площадки Valve Steam.

C-SPAN

Обращаясь непосредственно к главе Apple Тиму Куку (Tim Cook) и Alphabet Сундару Пичаю (Sundar Pichai), члены Юридического комитета Палаты представителей рассказали о претензиях к App Store: в частности, о блокировке потенциальных конкурентов, 30-процентной комиссии с разработчиков и фактических действиях как монополиста на протяжении более десяти лет.

Многие претензии можно отнести и к Steam, платформе цифровой дистрибуции игр на ПК, которая оценивается около $4 млрд. Фактически, Steam можно считать причиной того, что Apple и Google запустили свои торговые площадки с моделью распределения доходов, которая взимает 30 % доходов с любых игр и приложений на их площадках: многие разработчики считают их излишне высокими.

Steam начала работу в 2003 году, за пять лет до дебюта App Store. Это была попытка Valve упростить процесс обновления для своих собственных игр — особенно Counter-Strike — с помощью специального клиента. Valve сделала Steam обязательным с выпуском Half-Life 2 в 2004 году, а в 2005 году сервис начал размещать значительное количество сторонних игр. К 2007 году в Steam было зарегистрировано более 13 миллионов учётных записей и 150 игр; в 2019 году — уже 1 млрд аккаунтов и десятки тысяч игр. Ни один другой магазин на ПК до сих пор не может конкурировать с творением Valve.

Распределение дохода 70/30 было частью бизнес-модели Steam с самого начала. Ни Google, ни Apple не ссылались на Steam, когда открывали свои соответствующие магазины приложений в 2008 году, но обе компании придерживаются той же модели распределения доходов. И до сих пор 30 % комиссии — стандарт для Steam, App Store и Google Play.

Лишь недавно модель распределения доходов в Steam стала предметом публичного обсуждения и критики — и только потому, что на рынке появился новый, реальный конкурент. Магазин Epic Games начал работу в декабре 2018 года, и за его спиной стоят миллиарды долларов, благодаря средствам от Fortnite, Unreal Engine и инвесторов, включая Tencent Games. Всё началось со смелого обещания взимать с разработчиков только 12 %. Epic Games Store привлёк аудиторию целым рядом эксклюзивов, а также раздачами бесплатных игр.

Исполнительный директор Epic Games Тим Суини (Tim Sweeney) открыто призвал Valve снизить комиссию до 12 %, пообещав в этом случае отказаться от практики эксклюзивов и даже выпустить свои игры в Steam. Valve, как и положено монополисту, не реагирует на эти призывы и действия.

Во время слушаний в Конгрессе Тим Кук ответил на вопросы о том, как App Store относится к приложениям, которые потенциально могут конкурировать с собственными сервисами Apple. Многие разработчики, включая Spotify, подали жалобы на недобросовестную конкуренцию со стороны Apple. Технический директор и соучредитель Basecamp Дэвид Ханссон (David Hansson) недавно объявил о своих проблемах с Apple после того, как его приложение электронной почты Hey было отклонено в App Store за обход встроенных сервисов для покупок внутри приложении. «Мы относимся ко всем разработчикам одинаково», — сказал господин Кук на слушаниях. «Думаю, пока это наиболее неприкрытая ложь из озвученного», — парировал Дэвид Ханссон в Твиттере.

Отвечая на вопрос о модели распределения доходов Apple, господин Кук сказал: «Мы никогда не увеличивали комиссионные в магазине с первого дня его открытия в 2008 году. Это конкурентная среда для разработчиков так же, как и для покупателей». Затем он перечислил в качестве конкурентов App Store магазины Xbox, PlayStation, Windows 10 и Google Play. «Смешно, — написал господин Ханссон в Твиттере. — Оказывается, мы должны были создать Hey для PlayStation. Вот, в чём наша ошибка».

Пока Valve игнорирует все ультиматумы Epic и критику, потому что Steam, как и App Store, — слишком большая платформа, с огромной устоявшейся базой пользователей. Это позволяет не учитывать потребности разработчиков, игроков и не слишком опасаться экономической конкуренции. Но, быть может, ситуацию исправят законодатели?


Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть